Получение страховой выплаты от АСВ иностранным гражданином

Не так давно я писал о своём опыте получения страховой выплаты по «Бенифит-банку» в ВТБ24. Однако, в «Бенифите» также был вклад у моей жены, являющейся гражданкой другого государства и живущей в России по РВП (Разрешению на временное проживание). Возник вопрос, что требуется ей, чтобы получить возмещение по своему вкладу? Перерыв Интернет, я практически не нашёл точной информации по этому поводу, зато прочитал несколько жалоб иностранцев на поведение банков при выплате. В общем, опишу наш личный опыт.

Итак, согласно определению из Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», вкладчик — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счёта, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесён вклад.

Далее Закон оперирует только термином «вкладчик», без уточнения его гражданства. Таким образом, вклады иностранных граждан страхуются на тех же основаниях, что и вклады россиян.

Статья 10 указанного Закона определяет, что при обращении в АСВ (тут подразумевается и выбранный АСВ банк-агент) с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик или его наследник представляет 1. заявление установленного образца, 2. документы, удостоверяющие его личность, а в случае наследника — также документы, подтверждающие его право на наследство. Если за выплатой обращается представитель вкладчика, то ещё требуется 3. нотариально удостоверенная доверенность.

И, как я уже писал ранее, пункт 11 статьи 12 устанавливает, что «Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путём перечисления денежных средств на счёт в банке, указанный вкладчиком».

Таким образом, для получения выплаты от АСВ иностранцу требуется только паспорт, на который был открыт договор вклада или счёта. Требование каких-либо ещё документов, в том числе нотариально заверенного перевода, незаконно, если при открытии вклада всё оформлялось на данные иностранного паспорта.

Для страховки я позвонил на горячую линию АСВ, где после консультации с руководством сотрудница также подтвердила, что требуется только паспорт иностранного гражданина, на который был оформлен вклад.

Вооружившись этими знаниями, мы с женой пошли в отделение ВТБ24. Банк снова «порадовал» нарушением законодательства РФ: увидев иностранный паспорт, операционистка сразу же потребовала нотариально заверенный перевод. Я сообщил, что законодательство этого не требует и АСВ считает также. Эта информация поставила девушку в тупик, она какое-то время соображала, а потом пустила в ход последний аргумент: «но без нотариального перевода я не смогу открыть счёт!» Пришлось снова объяснять, что упорные попытки ВТБ24 проводить выплаты через открытие у себя счёта совершенно незаконны и я уже написал жалобу в АСВ и ЦБ после своего похода за выплатой. Тут сотрудница банка сдалась и стала оформлять необходимые документы. Однако, когда она понесла бумажки на подпись старшему сотруднику, ситуация повторилась. Правда, в этот раз перепуганная операционистка сама объясняла, что уже есть жалоба в ЦБ и АСВ и «клиенты ссылаются на закон и звонок в АСВ». Только после этого нам наконец-то подписали документы и жена получила страховую выплату по своему вкладу.

Если у вас были аналогичные проблемы с выплатами страховки АСВ (незаконные требования банков-агентов) — сообщайте, пожалуйста, в комментариях к этой статье.

Комментировать